На спектакль билетов.net

На спектакль билетов.net

На дворе XXI век — время высоких технологий и повсеместного перехода в «онлайн». Соответственно, и в театр люди все чаще предпочитают покупать билеты через интернет — по данным специализированного портала ProTicketing, например, за три последних года продажи с помощью всевозможных электронных сервисов выросли на 117%, что в три раза превышает темпы роста продаж электронных билетов на транспорт, включая авиабилеты. Разумеется, и самим театрам в этих условиях нельзя оставаться в стороне от событий и необходимо быть в тренде — либо самостоятельно активно вести коммуникацию со зрителем по цифровым каналам (а люди, время и ресурсы на это есть далеко не у каждого учреждения культуры), либо активно сотрудничать с онлайн-сервисами, переложив эти заботы на плечи билетных операторов и выплачивая им комиссию. Все, казалось бы, просто, вот только в этой схеме есть одно серьезное «но»: в Петербурге сейчас действует фактически лишь один такой оператор, который, пользуясь выигрышным положением на рынке, диктует ему (и заодно театрам) свои условия.


«Билетный переполох» в культурной столице


Собственно говоря, о том, что на рынке распространения театральных билетов в Северной столице далеко не все так гладко, как многим бы хотелось, было известно уже достаточно давно. В конце прошлого года об этой проблеме писали «Фонтанка» и «Новые известия», а еще раньше неоднократно высказывался художественный руководитель портала «Жизнь – театр» Павел Чердынцев, по мнению которого, гегемония аффилированной со Смольным Дирекции театрально-зрелищных касс (по факту именно эта организация ведает всеми процессами по распространению билетов) неудобна и, мягко говоря, вредна для всего театрального сообщества Петербурга.


Несколько дней назад этой теме подробный материал посвятил «Санкт-Петербургский курьер» и, наконец, именно об этом говорится в опубликованном 21 марта открытом письме на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко от одного из операторов по распространению билетов на культурно-массовые мероприятия. Новый игрок на рынке — компания Ticketland.ru (ООО «МДТЗК») — просит градоначальника разобраться с ситуацией, которая, по мнению авторов обращения, весьма напоминает «практику девяностых» и в итоге заставляет конечного клиента — потенциального зрителя — серьезно переплачивать.


— В конце 2016 года компания приняла решение о выходе на петербургский билетный рынок. Наши представители инициировали переговоры о сотрудничестве с руководством ряда городских театров, предложив распространять билеты на условиях, более выгодных в сравнении с условиями остальных билетных операторов. Представители театров восприняли предложение позитивно, однако пояснили, что в соответствии с действующими договорами, заключенными с ООО «ДТЗК», не могут начать сотрудничество с Ticketland.ru без письменного разрешения ООО «ДТЗК». Однако после уточнения такой возможности с представителями ООО «ДТЗК» и написания соответствующих запросов в указанную организацию театры неожиданно начали отказываться от сотрудничества и даже от общения с представителями нашей компании, — указывается в письме губернатору.


По словам представителей Ticketland.ru, они готовы предложить театрам более гибкую, выгодную всем заинтересованным сторонам систему, однако всякий раз нарываются на отказ из-за их боязни «перейти дорогу» Дирекции. Все это, как полагают в компании-операторе, свидетельствует о том, что «петербургские учреждения культуры не имеют права принимать самостоятельные решения без утверждения третьей стороной» или, попросту говоря, без «указки сверху». Однако если на проблему обратит внимание губернатор Петербурга, дело может сдвинуться с мертвой точки, уверены в Ticketland.ru.


— Мы убеждены, что общими усилиями нам удастся нормализовать условия работы на билетном рынке Санкт-Петербурга, от чего выиграют все — театры, зрители и вся культурная отрасль Северной столицы, — резюмируют авторы письма.


Кто последний в кассу?


Если пробежаться по афише или ознакомиться со стендами на центральных улицах города, в числе «оперирующих» билетами в театр действительно можно увидеть названия сразу нескольких специализированных фирм: Bileter, Kassir.ru, «Театральная касса» и прочих. Все они по документам вроде бы являются независимыми коммерческими структурами, однако по факту действуют под строгим контролем одной единственной организации — той самой ДТЗК, которая диктует партнерам единую ценовую политику, вынуждающую потенциального зрителя переплачивать за билеты в театр ощутимые проценты.


Как пишет «СПб-Курьер», несмотря на то, что Дирекция принадлежит городу, юридически это независимая и неподконтрольная фирма. Так, в 2009 году она обязала зрителей платить 10% сверх стоимости билета без согласования с дирекциями театров и городскими чиновниками, объяснив такое решение необходимостью справляться с расходами в условиях кризиса. Тогда случился небольшой скандал, который как-то быстро замялся, хотя наценка с тех пор так и осталась.


Подсчитать потенциальные доходы ДТЗК поможет простая математика. Газета «Деловой Петербург» в свое время писала, что городской рынок продажи билетов оценивается в 5-8 млрд рублей. «Фонтанка» озвучивала, что доля ДТЗК может составлять 50% рынка. Если Дирекция берет с петербургских учреждений культуры 15% комиссию, а для зрителей выставляет наценку на билет в 10% — это 25% от общей суммы. Таким образом получается уже 1 миллиард рублей годового оборота ДТЗК. При этом, если рынок составляет пресловутые 5-8 миллиардов, четверть стоимости билета уходит Дирекции, то почему в 2015 году, например, город заработал всего 17 миллионов, как следует из открытых данных Росстата?


Напомним, что вокруг ДТЗК сложилась целая система из ООО с одними и теми же учредителями, официально задекларированный доход которых просто не может не поражать воображение.


Согласно открытым данным Росстата, только чистая прибыль ООО «Театральная касса», ООО «Проект театральная касса», допущенных по согласованию ООО «ДТЗК» к системе UNITICKET, а также ООО «Сервис Юнион» — правообладателя программного обеспечения — в 2015 году составила более 80 млн рублей, в то время как прибыль ООО «ДТЗК» за тот же период составила 48,5 млн рублей, всего 17 млн из которых были перечислены в бюджет Санкт-Петербурга.


Один за всех и все за одного


— Сложившиеся обстоятельства выходят за пределы обычного противостояния между двумя коммерческими организациями. Ситуация тревожит представителей театров, думающей общественности, средств массовой информации, — говорится, в частности, в тексте письма, авторы которого, по их словам, ранее также обратились с заявлениями в прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу. — Сейчас мы находимся на этапе постоянного диалога с уполномоченными представителями данных структур и уверены, что компетентные органы разберутся в ситуации. Вместе с тем, вас как губернатора Санкт-Петербурга мы просим оказать деятельное содействие в нормализации тревожной ситуации на рынке реализации билетов в театры Санкт-Петербурга, напоминающей практику 90-х годов прошлого века. Решение нижеизложенных проблем имеет критически важное значение для города, так как сложившиеся условия наносят вред ключевой отрасли Санкт-Петербурга — его культурной сфере. Установившиеся стандарты вынуждают зрителей приобретать услуги театров по завышенной цене и с качеством ниже общепринятого стандарта, фактически препятствуя доступу к культурным ценностям широких слоев населения, — подчеркивается в открытом письме Ticketland.ru.


Отметим, что в петербургском УФАС нашему агентству подтвердили, что соответствующий запрос от указанного билетного оператора к ним действительно поступал еще в конце прошлого года. В настоящий момент информация обрабатывается, однозначный ответ на обращение давать пока рано, так как ситуация требует всестороннего изучения, пояснили в ведомстве. В самой ДТЗК также знают о претензиях со стороны конкурента, однако развернутый комментарий по этому поводу предпочитают пока не давать, указывая лишь, что планируют «защищать свою деловую репутацию в установленном законом порядке, поскольку считают заявления ООО «МДТЗК» (Ticketland.ru) необоснованными».


Чем в итоге закончится история с открытым письмом и сделает ли она ситуацию на рынке распространения билетов в Петербурге более прозрачной, сказать сейчас не возьмется, пожалуй, никто. Но то, что тема эта — «долгоиграющая», уже понятно. Хватит ли градоначальнику времени и желания участвовать в решении еще одной проблемы, станет ясно уже скоро — по крайней мере, более или менее внятный ответ на официальное обращение его аппарату, согласно законодательству, придется дать не позже чем через месяц. А в Ticketland.ru утверждают, что они готовы к переговорам со всеми заинтересованными сторонами.




На спектакль билетов.net



ПРЯМАЯ РЕЧЬ:


Павел ЧЕРДЫНЦЕВ,


художественный руководитель портала «Жизнь – театр»:


— Это лишь первое препятствие, с которым столкнулась эта компания, желающая выйти на рынок. Дальше будет еще хуже, так как проблема здесь гораздо шире. ДТЗК — и этому есть реальные подтверждения, реальные факты — не просто монополист, но шантажист и даже в своем роде диктатор. Пользуясь близостью со Смольным, но являясь при этом чисто коммерческой организацией, она навязывает театрам поистине кабальные условия. Были случаи, когда они требовали в качестве комиссии 50% и даже больше, а театры были вынуждены идти на такие условия, боясь попросту остаться без зрителей, как им грозили в Дирекции. Особенно это касалось небольших частных театров, без собственной широкой сети распространителей… Я поднимал этот вопрос неоднократно, еще несколько лет назад, но губернатор тогда предложил вообще приватизировать ДТЗК, что только усугубило бы ситуацию… Что касается этого открытого письма, то оно точно ничего не даст — об этом все и так все прекрасно знают, и никакой перспективы, к сожалению, здесь я не вижу.


Кира ГУРО,


заместитель директора Театра БУФФ по работе со зрителями:


— Мы отказались от сотрудничества с Дирекцией театрально-зрелищных касс уже достаточно давно — где-то два года назад. На это были свои причины, в подробности которых я бы не хотела сейчас вдаваться. Но главное — мы поняли, что можем справиться своими силами и взяли распространение билетов полностью в свои руки. Этому способствует и наш статус одного из наиболее востребованных театров, и качественная работа собственных менеджеров. Делает ли отсутствие комиссии билеты более доступными? Конечно, на какую-то категорию зрителей этот вопрос влияет довольно сильно, особенно, в условиях кризиса. Скорее даже — однозначно влияет. Но, повторюсь, наш театр эти проблемы касаются мало, так как мы привыкли решать все вопросы с билетами сами.


Лев ЛУРЬЕ:


историк, краевед, убежденный театрал:


— Конечно, появление еще одного оператора только улучшит ситуацию на этом рынке. Это выгодно и театрам, и их зрителям. А как иначе? Не может быть в городе, например, всего один ресторан! Очевидно, что за всем этим стоят отнюдь не только коммерческие интересы. Это чистой воды монополизация, которая основывается на слиянии бизнеса и административного аппарата. Всем этим, на мой взгляд, должны заниматься если не ФСБ, то антимонопольная служба точно и прочие уполномоченные органы.


Александр МАЛИЧ,


теле- радиоведущий, журналист, продюсер:


— Если честно, мне сложно комментировать конкурентную борьбу двух этих игроков, хотя письмо я получал. Простейший закон рынка и элементарная логика подсказывают, что чем выше конкуренция, чем больше специализированных касс и компаний по распространению билетов, тем лучше в первую очередь для клиента, то есть, для зрителя. Однако я бы в данном случае обратил внимание на другой момент и предпочел говорить о вопросах защищенности электронных билетов, например, на статусные спектакли и концерты повышенного спроса — от подделки. Многие мои коллеги жалуются, и я сам часто с этим сталкиваюсь, когда повсюду пишут: «Билетов нет! Нет вообще!», а потом вдруг они появляются в свободной продаже в тех же соцсетях. Кто этим занимается? Кто это отслеживает? Мне кажется, вопрос нужно ставить именно так и прежде всего разработать четкую, прозрачную схему распространения.


Представители других театров, в которые также обратились ИА «News», от комментариев на эту тему отказались.




Загрузка...
Мы в социальных сетях
Муж Иды Галич Алан: почему звезда ничего не рассказывает о муже
Вчера, 15:55
Ида Галич национальность: что нужно знать о Иде Галич
Вчера, 15:45
Отец Ксении Бородиной: папа телеведущей умер в Грузии
Вчера, 17:14
Свадьба принца Гарри: в британском замке состоялась величественная церемония венчания
Вчера, 17:03
Свадьба принца Гарри и Меган Маркл: чем запомнилась историческая королевская свадьба
Вчера, 17:08
Муж Иды Галич Алан кто он: малоизвестные факты об избраннике Иды
Сегодня, 10:40
Наверх